Ржевский мемориал Советскому солдату
В 1942-1943 годах в наступательных и оборонительных операциях в районе Ржевско-Вяземского выступа советские войска потеряли около 400 тыс. человек убитыми, пропавшими без вести и пленными. Сражения имели огромное значение для достижения Красной Армией коренного перелома в Великой Отечественной войне и закончились победой советских войск.
Мемориальный комплекс возводится подо Ржевом, на месте кровопролитных боев 1942-1943 годов, в память обо всех Советских солдатах Великой Отечественной войны. Ржевский мемориал Советскому солдату создается по инициативе ветеранов и станет одним из самых масштабных в России и Европе. Его открытие будет одним из ключевых мероприятий празднования 75-летия Великой Победы.
Проект реализуется Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Министерства культуры России и Правительства Тверской области и Музея Победы.
Памятник создается на народные пожертвования. Внести свой вклад в создание Мемориала может каждый. Концерты в поддержку Ржевского мемориала прошли в Москве, Твери и Краснодаре.
Официальный сайт: Подоржевом.РФ http://rzhev.histrf.ru
Мы продолжаем рассказывать о работе клуба имени Сталина (ныне ДК «Октябрь») в дни войны. Население города Осинники в военное время возросло за счет эвакуированных из других городов, в связи с этим значительно возросла потребность в культурном обслуживании населения. Коллектив самодеятельности клуба райкома угольщиков (им. Сталина) и демонстрация кино–картин (в этом же клубе) не могли в полной мере удовлетворить культурные запросы трудящихся. В связи с этим, исполнительный комитет Осинниковского городского Совета депутатов и трудящихся от 5 января 1942 года принял решение просить областной исполнительный комитет вынести свое решение, обязывающее областной Комитет по делам искусства предусмотреть в плане обслуживания городов наш город – за счет организации длительных гастролей какого-либо театра области, организации гастролей областной филармонии, или обязать дирекцию Сталинского театра «Красный факел» включить в свой график систематические выезда театра в г. Осинники. Творческая жизнь клуба оживилась с началом гастрольной деятельности приезжих артистов. В 1942 году на его сцене выступали украинский музыкально-драматический театр имени Коцюбинcкого, белорусский ансамбль песни и танца, ансамбль артистов ЦК Союза угольщиков Востока, Красноармейский ансамбль песни и пляски СибВО (художественный руководитель – композитор Андрей Новиков), Сталинский театр имени Орджоникидзе, железнодорожный ансамбль песни и пляски под руководством Исаака Осиповича Дунаевского. В концертных программах звучали сатира, юмор, музыка, художественное чтение, музыкальные рассказы, пародии, были представлены также другие жанры искусства.
Мы продолжаем рассказывать о работе клуба имени Сталина (ныне ДК «Октябрь») в дни войны.
10 октября 1986 года в газете «Маяк Коммунизма» был опубликована статья «Премьера песни» Виктора Берсенева, участника театрального коллектива. Он в своем рассказе поделился своими воспоминаниями о приезде и выступлении в городе Осинники железнодорожного ансамбля песни и пляски под руководством замечательного советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
Публикуем полностью без сокращения. Премьера песни
(не выдуманный рассказ)
Диктор телевидения торжественно объявил: «Начинаем концерт из произведений Исаака Осиповича Дунаевского». Взлет дирижерской палочки, и широко полилась до боли знакомая, близкая с детства мелодия увертюры из кинофильма «Дети капитана гранта». Кто из ребятишек предвоенных лет не смотрел этот прекрасный фильм? Кто не распивал песенку Роберта о веселом ветре! Она была символом ребятишек тридцатых годов. Боролись, добивались, искали и находили. Уж, такие это были годы!
Великолепное звучание оркестра захватило меня настолько, что память вернула на многие десятки лет назад, в Осинники, что раскинулся между сопок, покрытых щеткой пихтача, ельника, жителями посеянного недалеко от поселка Высокий соснового бора. Протянувшийся на добрых два десятка верст по логу, зимой он утопал в глубоком снегу, курился дымками труб. Я уже не слышал телевизора, я был во власти воспоминаний.
… Шла тяжелая голодная и холодная зима 1942 года. На западе, за Уралом, шла кровопролитная война. Чуть ли не ежедневно одна за другой уходили команды призванных на войну. Мы – группа комсомольцев, те, кто уже успел повоевать и вернулся домой по ранению, и те, кто еще собирался идти в действующую Армию, шли через железнодорожный виадук, что перекинулся через подъездные пути обогатительной фабрики шахты «Капитальная». Среди нас был работник редакции городской газеты «За уголь» - так тогда называлась газета «Маяк коммунизма» - Николай Колузганов, выпускник Осинниковского горпромуча (горно-промышленное училище), горняк шахты «Капитальная» Иван Галютин, работник Осоавиахима Иван Сироткин и я – работник местного радиовещания (в рассказе некоторые фамилии изменены). Шли мы на работу в ночную смену: добыть комсомольские эшелоны угля. Так решила молодежь. Обязательства, надо сказать, были очень серьезные. Каждый комсомолец должен был отработать 75-80 часов на добыче угля бесплатно в фонд обороны.
В эту ночную смену на шахте должна была состояться повышенная добыча угля. Многие из нас, шедшых сейчас на работу, уже отработали в забоях по 30 – 40 часов. Для многих эта смена была последней: завтра они уходили на фронт. Уже уволился из редакции, собрал свой походный «сидор» Коля Колузганов.
С ним уходил и Ваня Галютин. Через день после них должен был уехать сержант запаса Иван Сироткин.
Все мы были участниками театрального коллектива рабочего клуба имени И. В. Сталина, так тогда назывался клуб «Октябрь». Николай Колузганов и Иван Сироткин вместе играли перед самой войной в нескольких спектаклях: в спектакле «Крепостные» по инсценировке рассказа Лескова «Тупейный художник», я Ваня Сироткин и Коля Колузганов играли в спектакле «Честь». Первый ставила режиссер Наталья Павловна Зеленская, а второй – (и играл в нем) Петр Степанович Березин. С нами же играла в спектакле ныне здравствующая и живущая в городе Осинники Мария Тимофеевна Часовская – работавшая в то время не на совсем женской работе: машинистом подземного электровоза шахты «Капитальная».
И вот, проходя через железнодорожный виадук, мы увидели как маневровая «овечка» отпихиваясь, тащила за собой на подъездные пути шахты со станции Кандалеп до нельзя обледенелые, занесенные грязным, перемешанным с угольной пылью снегом, классные вагоны. Коля Колузганов проговорил: - Опять, наверное начальство какое-то.
В это время нас, сибиряков, нельзя было удивить приездом высокого начальства даже из Москвы. Частыми гостями были в это время нарком и заместитель наркома угольной промышленности. Они обычно ездили в специальных классных вагонах.
А тут был не один вагон, а целых четыре. Это были вагоны коллектива железнодорожного ансамбля песни и пляски под руководством И.О. Дунаевского. Я это знал точно, потому что у меня в микрофонном материале на следующий день лежал текст объявления о приезде ансамбля в город. – Неужто они? – ахнул Коля. – Жалко, мы уже не увидим. В 17.00 нам с вещами быть в военкомате. – А может отправка не завтра? – с надеждой спросил Иван Сироткин.
А вагоны, лязгнув буферами, остановились в тупичке. Мы сошли с продуваемого ветрами виадука, окунулись во влажное тепло мойки. Сменив одежду на шахтерскую спецовку, получив «свет», через несколько минут оказались в клети. И хоть не впервой мне было спускаться в шахту, внутри что-то подпирало к горлу, и было не по себе. Как говорит мой внук, в желудке наступил дискомфорт. Но вот клеть, слегка стукнувшись, остановилась, и мы вышли в освещенный штрек. А дальше на «пассажире» и – вот она, лава.
Работали как всегда. Без «перекуров». Работали для фронта. Сейчас вспоминаешь, кажется, вроде и не уставали. Отработаешь на основной работе, а в ночь – в шахту. А утром вышел из шахты, отдохнул час, другой – и на свою основную работу. Ну, а харч., тут и говорить не чего. Тогда все так харчевались: хлебная и продуктовая карточка служащего.
Отработали мы на этот раз больше одиннадцати часов. Пришел горный мастер: «Шабаш, ребята! Все! Обязательство комсомольское есть! Вы даже три вагонетки сверх нормы накачали. Кончай, смена идет!». Смотрим – вдали, огоньки мерцают. И вдруг слышим: - Кать, а Кать! Сегодня, вроде, ребята-комсомольцы должны были работать? Интересно, сколько они выдали на-гора?
Как услышал это Ваня Галютин, схватил лопату и говорит: - Давай быстренько подчистим лаву, а то так оставлять забой девчатам стыдно!
Пока девчата, поднимаясь вверх, добирались до забоя, мы закончили подчистку. В лаве хоть танцуй! – Кать! Слышь! Вычистили-то как! Как паркет, - награждены мы были комплиментами. – Ну, спасибо, хлопцы! А вы поторопитесь: артисты должны выступать.
Помывшись, управившись с едой, ребята покидали столовую и заходили прямо в клуб. Когда мы с Колей Колузгановым вошли в зал, сесть уже было негде. Мы устроились на подоконник рядом с гипсовым бюстом А.С. Пушкина. И вот пошел занавес, сразу стихли разговоры, и сидящий перед сценой небольшой оркестр ансамбля песни и танца железнодорожников исполнил вступление к песне «Маршруты Родины». Зазвучал запев красивого контральта солистки, и зал затаил дыхание. Солистка пела, а Коля, толкнув меня локтем в бок, спросил: - Это не Дунаевский, что дирижирует оркестром? По портретам, печатавшимся в журналах, я примерно знал внешность Исаака Осиповича. – По-моему нет.
Песня кончилась. Зал взорвался аплодисментами. Номер за номером шла программа. Ведущая объявила о конце концерта, а зал еще долго аплодировал, не отпуская артистов со сцены. Мы с Колей Колгузановым все сидели на подоконнике, молчали. – Да, - сказал Николай. – Повезло! Удалось посмотреть. – Но это ведь не вся программа, - сказал я. – И не было самого Дунаевского.
А вечером в переполненном зале рабочего клуба снова собрались шахтеры. Участник театрального коллектива, я имел привилегированное положение по сравнению с другими: я мог быть за кулисами. Этой привилегией я воспользовался. С высоты трех-четырех метров смотрел на сцену, на артистов ансамбля. Мое внимание привлек небольшого роста русый человек с большими залысинками на лбу и с бородавкой над правой бровью. Мне стало как-то обидно за Дунаевского: такой человек, такой музыкант и вдруг… бородавка! А Дунаевский торопливо разговаривал с какой-то женщиной. – Загрузили уголь? – спросил Дунаевский. – Да,- ответила она. – И натопили вагон так, что люди будут спать, под простынями… - Ладно, посмотрим. Очень прошу вас: еще раз проверьте, все ли отоварили карточки? – Ну, что вы, ей богу, Исаак Осипович, все отоварили! Все! Все получили продукты. – Это хорошо. Очень хорошо.
Тем временем ведущая объявила: - «Бей по врагам!». Музыка Исаака Осиповича Дунаевского.
Она назвала автора стихов, но я как-то пропустил мимо ушей его фамилию. В памяти врезалось: «Исполняется впервые». Дунаевский легким шагом вышел на авансцену, низко поклонился залу и, повернувшись к хору и оркестру, взмахнул палочкой.
Воцарившуюся в зале тишину разорвали мощные аккорды. И солист, что встал перед оркестром, великолепным, мягким, бархатным баритоном начал запев:
За наш Союз,
Огромный и любимый,
За мирный труд
Земли моей родной,
За жизнь и честь
Страны любимой
Большевики пошли
В смертельный бой…
Женские голоса подхватили две последние строчки, мощный хор дал припев:
Сталин сказал, победа
Будет за нами.
Несокрушима страна большевиков!
Солист начал второй куплет, женские голоса так же подхватили две последние строки, но когда до припева дошли, произошло неожиданное. Весь зал, все до единого человека, поднялись с мест и подхватили припев. Исаак Осипович повернулся боком к залу и стал дирижировать хором, оркестром и залом. В эту минуту в едином порыве зала, оркестра и хора выплеснулись большое чувство патриотизма, любви к Родине, единое желание, которым жили все. У меня к горлу подкатил тугой комок и, стесняясь своего товарища, электрика Червоткина, я отвернулся и незаметно смахнул набежавшую слезу. Посмотрел виновато на Митю, он тоже прятал в кармане носовой платок.
Ни, до ни после этого концерта мне не довелось видеть и слышать подобного.
После отъезда ансамбля, готовя материал для радиопередачи, я узнал, что на второй день после концерта шахты «Капитальная», «Четвертая» и «Девятая» дали почти по два суточных плана.
_________________________________________________________________________________
Мы продолжаем рассказывать о работе ДК «Октябрь» в дни войны.
По распоряжению областного комитета по делам искусств коллектив украинского музыкально-драматического театр им. Коцюбинского был направлен в г. Осинники для культурного обслуживания трудящихся города. Театр гастролировал в городе на протяжении 10 дней. За это время коллектив показал трудящимся свой репертуар из украинской классики и фольклора: «Лимаривна» Панаса Мирного, «Бесталанна» Карпенко-Карого, «Майську ничь» и «Сорочинский ярморок» по Гоголю (Старицкого), «За двома зайцями» Старицкого, «Назар Стодоля» Шевченко Т.Г., «Шельменко денщик», «Сватания на гончаривци» Квитка-Основьяненко, «Дай серцю волю - заведе у неволю» Кропивницкого, «Ой не ходи, грыцю, тай на вечеринци» Старицкого, «Наталка Полтавка» Котляревского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. Также были представлены произведения из советской тематики: «Платон Кречет» Корнейчука, «Взаимная любовь» Рубинштейна, «Разлом» Лавренева, «Чужой ребенок» Шкваркина.
Как встретили жители нашего города артистов и какое осталось у них впечатление? Об этом рассказал на страницах газеты «За уголь» 7 апреля 1942 года Е. Кампэ.
« В осинниковском горняцком клубе им. Сталина уже прошло несколько премьер украинского музыкально-драматического театра им. Коцюбинского. Наш зритель посмотрел такие вещи, как: «Лимаривна», «Бесталанна», «Назар Стодоля», «Шельменко денщик», «Платон Кречет»; о спектакле «За двома зайцями» не хочется даже упоминать: лучше было бы не показывать его, так как пьеса по своему содержанию абсолютно ничего не дает зрителю, и досадно за мастеров сцены, которым приходится ломаться в этой пьесе, изображая типы, вымершие сотни лет тому назад. Наиболее интересная, волнующая современная пьеса из поставленных театром – это «Платон Кречет», и надо сказать, что это самая удачная работа коллектива.
Артист Бровченко И.К. (он же главный режиссер театра) уже создавший ряд незабываемых образов, мастерски ведет роль Платона, давая яркий образ беспартийного большевика. Платон – Бровченко прост и убедителен, ему веришь, что такой советский работник, ставящий интересы человечества выше своих личных переживаний и невзгод, достигнет намеченной им цели. Но вместе с этим хочется пожелать тов. Бровченко при исполнении ролей комедийного плана сохранять чувство меры и не допускать наигрыша.
Большой способностью перевоплощения обладает артистка Лучицкая А.Б. Созданные ею образы дочери Лимаривны и Лиды («Платон Кречет») надолго остануться в памяти у зрителя. Наряду с этим она мастерски справилась с характерно комической ролью («За двома зайцями»). Но, на наш взгляд, т. Лучицкой не следует коверкать себя в этом амплуа…
Хорош Берест в исполнении артиста Чарского С.Н. С искренней теплотой ведет роль санитарки Христины Архиповны артистка Яконенко А.А. оставившая также отрадное впечатление о себе в роли матери Лимаривны.
Есть и другие актерские удачи: Тась В.Ф. в роли Степы («Платон Кречет») и особенно он хорош в роли «женишины» ( «Лимаривна»). Тов. Белоусову приятно смотреть в ролях Вали, Софьи.
Есть в постановке театра и недочеты - это бледное озвучивание хора и музыкального оформления, отсутствие плясунов (один в поле не воин). В целом впечатление от спектаклей украинского театра благоприятное и зритель с сожалением думает об его скором отъезде. Кроме постановок спектаклей, театр выделил культбригаду, которая уже обслужила раскомандировки на шахтах. Будем надеяться, что этим не закончится общественно-массовая работа коллектива театра в Осинниках ».
______________________________________________________________________________
Сегодня мы завершаем нашу рубрику, посвящённую о работе ДК «Октябрь» в дни войны приуроченную к 75 -летию Великой Победы.
В завершение, мы знакомим вас с отзывом о том, как приняли жители нашего города в июле 1945 года Сталинский театр им. Орджоникидзе, со страниц газеты «За Уголь» 10 июля 1945 года под названием «Так и будет», автор М.Алов.
«7 и 8 июля Сталинский театр им. Орджоникидзе показал осинниковцам пьесу Константина Симонова «Так и будет». Героями ее являются простые благородные и человечные советские люди.
Офицер Савельев приезжает за назначением в Москву, в Наркомат Обороны. Полковник потерял свою семью. Война застала его жену и дочь на курорте, там они погибли от рук фашистских убийц.
Савельев на несколько минут заходит в свою квартиру, чтобы забрать фотографии близких ему людей. Новые жильцы квартиры академик архитектуры Воронцов и его дочь студентка Оля не отпускают фронтовика. Эти сердечные и чуткие, типичные советские люди окружают его теплом и лаской.
Возникает и крепнет большое чувство Савельева и Ольги друг к другу. Уезжая на фронт, Савельев знает, что он больше не одинок в своей личной жизни. В Москве осталась любящая его девушка, его невеста, там ждут его близкие ему люди.
С самого начала пьесы раскрывается благородный внутренний облик защитника Родины, свободного от зависти и себялюбия.
Полковник Савельев всячески старается не стеснить незнакомых ему людей, которые поселились в его квартире. Он негодует, слыша, как архитектор Синицин насмехается над отсутствием актерских данных у лейтенанта Каретникова. По-отцовски любит юного бойца-добровольца Ваню.
В пьесе Симонова поставлены животрепещущие вопросы нашей действительности. Архитектор Синицин спрашивает Савельева – простят ли фронтовики, когда возвратится с победой, что он, Синицин, был в тылу. Смысл ответа полковника такой, что стыдиться этого нет никаких оснований, если только работаешь в войну в полную меру своих сил и способностей. Труд в тылу столь же необходим для Родины, для победы, как и вооруженная борьба. Савельев обращается к Синицыну с призывом построить для героев, которые, победив, вернутся к своим семьям, такие прекрасные дома и города, каких у нас еще не было.
Пьеса заканчивается словами, которые сбываются в наши дни!
- Так и будет. Вдруг распахнутся двери, и войдут они (герои-победители)…
Таково в самых общих чертах содержание пьесы К. Симонова. С.П.Юркевич прочувствованно исполняет роль полковника Савельева. Пожалуй, слишком часто появляются слезы на глазах у этого актера, призванного донести до зрителя образ бывалого воина. Убедительный образ советского врача-гуманиста создает Л.М. Волгина. Удачно выступление начинающей исполнительницы Л. Спиридоновой в роли сержанта Вани.
Г.Г.Алексееву, на наш взгляд, не удалось полностью раскрыть черты образа выдающегося архитектора Воронцова.
С сожалением нужно отметить, что в постановке «Так и будет» на сцене клуба им. Сталина не приняло участия подавляющее большинство ведущих актеров театра им. Орджоникидзе ».